История успеха фотографа Дениса Карпенкова
Человеку свойственно делать неправильный выбор профессии. Этому способствует много причин. Но в жизни всегда происходят события, которые помогают разобраться, что важно, а что нет. Нужно уметь выделять эти события из повседневности и прислушиваться к ним. Для меня стабильная работа юристом и деньги, которые мне платили, были ничем по сравнению с возможностью просто заниматься фотографией. Это желание было единственной причиной, по которой я уволился весной 2015 года и на волне очередного кризиса стал фотографом. Объектом моего внимания была неживая природа: еда, интерьер и архитектура, мода… Сразу поясню, что у меня на тот момент не было ни одного заказа. У меня были только редкие продажи на фотостоках Shutterstock и на Fotolia, знание своего ремесла и уверенность в собственных силах.
Говорят, что Вселенная помогает таким отчаянным людям, когда понимает, что отговорить их невозможно. Это правда. Так и случилось в моем случае. Я предложил сотрудничество своему любимому гастрономическому издательству «Черновик» (издавшим на русском языке Энциклопедию Larousse) и был удивлен, когда мне почти мгновенно ответил издатель, которому понравилось мое портфолио. Таким образом, я оказался в процессе работы над его новой книгой о кухне России, которую в июне должны были представлять на выставке ЭКСПО-2015 в Милане. После завершения этого сложного проекта, я получил предложение от главного редактора журнала Хлеб&Соль снять рекламу для компаний Кенвуд и Хайнц, работа над которой заняла несколько месяцев. Это была новая для меня задача, потому что до этого я фотографировал только готовые блюда, а теперь мне предстояло самому готовить и добиваться совершенного, рекламного вида этих блюд. Было довольно сложно, учитывая, что мой опыт в кулинарии ограничивался любительским уровнем. Мне пришлось в скором темпе заполнить пробелы в моем гастрономическом образовании, прочитать много литературы, посмотреть кучу мастер-классов, экспериментировать с продуктами на кухне. Съемки затягивались до поздней ночи. Иногда меня заставал рассвет, склонившегося над столом с тарелками, орудовавшего пинцетом и кисточкой с маслом. Кстати, это единственные инструменты, которыми, на мой взгляд, должен пользоваться фуд-стилист. Если ему требуются ПВА, какие-то лаки и прочие вещи, я начинаю сомневаться в том, что еда, которую он приготовит, будет выглядеть на фотографии хорошо. Сейчас очень ценится все натуральное, культурный уровень во всех сферах значительно вырос за последние годы (это хорошо заметно по рекламе), теперь зритель очень чутко реагирует на обман. Мне эта тенденция нравится, я и сам люблю натуральную и живую сцену, легкую небрежность: кое-где могут быть крошки, соус может быть налит неаккуратно и т.д. Все это вещи, которые заставляют поверить в реальность изображения, позволяют почувствовать аромат еды на фотографии, ощутить атмосферу.
Сейчас, спустя всего полгода после начала моей профессиональной деятельности, у меня много работы. При этом, я не занимался раскруткой сайта, не тратил время и средства на пиар в соцсетях, я просто старался сделать свои фотографии как можно лучше. Этот способ, может, и не приносит много новых клиентов, но помогает укреплять дружественные связи со старыми. Также, в последнее время, кроме выполнения заказов, я продолжаю снимать для фотостоков, продажи на которых стали увеличиваться по мере улучшения моих навыков и роста портфолио. Кстати, работу со стоками я считаю очень важной, мне кажется, что это единственный путь фотографа или художника к финансовой стабильности. Фотографии на стоках покупают всегда и во всех странах мира, нет выраженного сезонного спада дохода, вы не зависите от политической и экономической ситуации в вашей стране. Кроме того, вы можете наслаждаться свободой выбора темы творчества, вас никто не будет ограничивать, вам не придется доказывать клиенту свою точку зрения. Те, кому понравится ваша работа, ее купят. Для тех, кому она не понравится, вам придется снимать другие фотографии. Вам придется много снимать. Поначалу эту будет напоминать стрельбу из пушки по воробьям. Но в какой-то момент вы почувствуете рынок и спрос, почувствуете тренды, настроения дизайнеров, которые и являются основными покупателями, и будете снимать, всегда попадая в цель. Заниматься этим можно, находясь даже на острове или в горах, главное, чтобы там был интернет. Такой образ жизни максимально соответствует понятию фриланса. А если вы рекламный фотограф, к примеру, то вы живете в одном городе и большую часть работы в нем и выполняете. Иногда вас могут пригласить что-то снять в другой стране. У вас будут большие гонорары, но вы будете несвободны. Вы не сможете планировать ваше время также легко, как, если бы вы были состоявшимся стоковым фотографом. Подчеркну, что стоковому фотографу нужно время, чтобы состояться. Обычно на это уходят годы. Мой доход от стоков пока значительно меньше, чем то, что я получаю за выполнение заказов. Имейте это все это в виду, когда соберетесь менять свою обычную работу на фотографию.
А я позволю себе дать вам еще несколько советов. Во-первых, приготовьтесь к тому, что работать придется в несколько раз больше, чем вы работали до этого. Вам придется каждый день доказывать, что вы фотографируете действительно хорошо, и ваши фотографии стоят того, чтобы за них платить. Во-вторых, забудьте про деньги. В фотографии главное - это любовь. Без любви ничего не получится. Это не та сфера деятельности, в которой возможно механическое повторение каких-то алгоритмов, дающих предсказуемый результат. В третьих, изучайте искусство, особенно живопись и кинематограф. Как создатель визуального контента, вы обязаны стремиться узнать все о живописи, графическом дизайне, операторском мастерстве. Поэтому, как можно больше посещайте картинные галереи, выставки, смотрите фильмы с красивым светом, наполняйтесь этой красотой. Это единственный способ создавать ее самому.
Стирайте все границы между собой и тем, чем вы восхищаетесь, тем, что вас вдохновляет!
Денис Карпенков - http://www.deniskarpenkov.com/